История комплаенс

История комплаенс

26.02.19

История развития комплаенс зародилась в 1963 году в штате Делавер (США), когда Верховный суд штата вынес решение по делу Graham и Allis-Chalmers, в котором было отмечено, что директора НЕ ответственны за создание механизма, обеспечивающего соблюдение требований законодательства. Это значит, что Верховный суд сформировал мнение, по которому компании могли бы не опасаться за проверки и претензии к внедренным системам внутреннего контроля со стороны государства.

А потом все поменялось.

В 1970-х годах начались расследования Комиссии по ценным бумагам США, в ходе которых выяснилось, что более 400 американских компаний выдали взяток иностранным чиновникам на более, чем 300 миллионов долларов. Самым громким скандалом был кейс “Lockheed Corporation” (одна из крупнейших авиационных компаний, обслуживала ВПК. Ныне - “Lockheed Martin Corporation”, крупнейший в мире производитель вооружений), который привел к отставке правительство Японии.

В итоге, в 1977 году был принят «Акт о зарубежной коррупционной практике» (Foreign Corrupt Practices Act), запретивший подкуп зарубежных должностных лиц американскими гражданами и компаниями. Интересно то, что этот закон носит экстерриториальный характер. Это значит, что если Вы хотите вести бизнес с американскими – и не только – компаниями, то ваша компания подлежит глубокой проверке со стороны потенциальных партнеров, иначе с вами просто не будут сотрудничать.  

В ноябре 1991 года в США было создано федеральное руководство для организаций, где были обозначены элементы эффективных программ по комплаенсу и этике. Так, например, эффективная комплаенс-программа должна не только устанавливать стандарты и процедуры по предотвращению и выявлению криминальной деятельности, но и активно способствовать созданию корпоративной культуры, которая поощряет этический образ действий и соответствие закону.

В дальнейшем 1996 году Канцлерский суд того же Штата Делавэр решил, что руководители компаний должны нести ответственность за происходящее, но Верховный суд одобрил это решение лишь в 2006 году. Таким образом, 43 года ушло на то, чтобы переосмыслить причастность руководства компаний к несоблюдению закона.

В 2002 году был принят закон Сарбейнса-Оксли, который вводил требования к контролю финансовой деятельности и раскрытия информации (причиной послужило катастрофическое банкротство корпорации «Enron» из-за фальсификации отчетности и финансовых махинаций), а также защиты корпоративных информаторов от санкций и преследований руководством компаний. К этому закону в 2010 году добавился закон Додда-Фрэнка, который предусматривает для информаторов бонус в размере 30% от суммы начисленного штрафа.

Говоря об истории комплаенс, нельзя не отметить британский «Закон о борьбе со взяточничеством» (United Kingdom Bribery Act, UKBA), принятый в 2010 году. Этот закон тоже имеет экстерриториальный характер и регулирует вопросы противодействия коррупции в целом, а вопросам противодействия подкупу иностранных должностных лиц посвящена статья 6.

В итоге, комплаенс стал настолько широко распространенной и неотъемлемой частью бизнес-среды, что в 2014 году Международной организацией по стандартизации был разработан стандарт ISO 19600:2014 “Системы управления соответствием” (Compliance management systems).

А об истории развития комплаенс в России расскажем в следующей публикации.


Консалтинговая компания UniLegal

http://unilegal.ru

info@unilegal.ru

+7 (495) 790 92 26





Нужна помощь?

Оставьте номер и мы свяжемся с Вами

Контакты

Как нас найти
117218, Москва, Кржижановского 21А, офис 226
+7 (495) 790 92 26 info@unilegal.ru
История комплаенс
Спасибо за заявку

Мы обязательно с Вами свяжемся!