В прошлой записи мы разобрались, что комплаенс - это система мер, которые компания внедряет для соответствия законодательству и бизнес-этике. Но зачем это нужно?
Во-первых, это один из способов снижения рисков. Например, комплаенс в сфере охраны труда обязывает организации внедрить положения о пожарной безопасности. При наличии такого положения:
а) снимаются риски наложения штрафов и привлечения к административной ответственности;
б) снимаются риски привлечения к уголовной ответственности руководителя;
в) снижаются риски возникновения пожара и жертв в случае его возникновения.
Во-вторых, это способ распределения ответственности в компании. При отсутствии регулирования тех или иных сфер в компании, вся ответственность по умолчанию ложится на генерального директора, либо на лицо, от которого исходят указания. Внедряя комплаенс-систему, компания наделяет ответственностью персонал, который непосредственно совершает потенциальные неправомерные действия, при этом субсидиарная ответственность руководства может быть снижена.
В-третьих, этого требует закон. Буквально это пока что относится только к антимонопольному комплаенсу, но в целом меры по предупреждению правонарушений компании обязаны иметь по целому ряду направлений деятельности (об этом расскажем в будущих публикациях).
В-четвертых, в ряде случаев, это - требование для размещения на бирже.
В-пятых, это повышает доверие к компании и ее прозрачность. Так, в нашей практике был кейс, в котором с внедрением системы комплаенс клиенту удалось на более приемлемых условиях завершить переговоры с крупными транснациональными кредиторами и отразить большинство претензий.
В-шестых, комплаенс - это простейший способ сделать все правильно. Соответствовать минимальным обязательным требованиям закона, работать чисто, платить налоги и не переживать о блокировках счетов и привлечению к ответственности.
В-шестых, the last but not the least, комплаенс показывает общий культурный уровень компании. Ищет ли она мелкие лазейки и махинации, обманывает ли сотрудников и клиентов, или же является достойным членом гражданского общества. Это очень хорошо заметно на примере крупных компаний.
Сейчас комплаенс - это как управленцы-экспаты в 1990х годах в России. Это не только признак того, что компания может себе позволить соблюдать закон, но и проявление желания быть причастным к цивилизованному бизнесу и иметь качественные инструменты управления. Также, комплаенс необходим компаниям, которые планируют сотрудничество с западными компаниями. В ряде юрисдикций, в частности - в Европе и в США, компаниям запрещено иметь зарубежных контрагентов без внедренных комплаенс-систем.
Консалтинговая компания UniLegal
+7 (495) 790 92 26
Мы обязательно с Вами свяжемся!